Теория. Танец фламенко (El Baile)

 

В танце фламенко переживания, связанные с трагедией, передаются смело и надменно. Хороший танцор осознает, что танец фламенко это искусство, болезненное чаще всего, но всегда искусство. А искусство предполагает эстетичность. Поэтому жизненный импульс переходит в грациозное изображение, горделивое по красоте, и поэтому не искажает и не «уродует» фигуру. Эмоциональные порывы  выражены через пластичность изгибов. И  чувство скорби, переданное через формы, наполненные красотой, заставляет сжаться сердце зрителя, и это чувство его не опускает вплоть до последней позировки в танце.

И то же самое происходит, когда танец выражает чувство радости, бесконечного веселья. Тогда корпус менее напряжен и выражает уравновешенность и грацию. Танец становится игривым и богатым на формы. Эскобильи создают тончайшее кружево, отчеканивая изящные элементы с ювелирной точностью. Женские кисти рук рисуют в воздухе элементы, наполненные красотой. Руки передают напряжение, любовь, а бедра – чувственность. Тогда танец опьяняет, подчиняет и влюбляет в себя.

 

Танец фламенко, в точности как и пение, имеет много разновидностей стилей (palos), каждый из которых имеет свою индивидуальность, свою отчетливую эстетику. Каждый стиль имеет признаки (из самых заметных): разнообразие, ритм (компас), характер и выразительная сила (выразительность), определяемая широкой гаммой элементов, оттенков.

Стили можно классифицировать на основе 4 критериев: музыкальный аспект (компас), хореография, география и содержание/характер.

 

I. Компас.

Первая классификация разделяет стили на группы по ритму или компасу. Данная классификация является наиболее строгой и научной, поскольку охватывает все стили. В соответствии с компасом существует 3 группы стилей:

  • Стили с компасом на 4.
  • Стили с компасом на 12. В свою очередь, делятся на стили с 12дольным компасом по тройкам и комбинированный 12 дольный компас.
  • Стили, не имеющего четкого заданного компаса (ритма). Так называемые baile libre.

 

4хдольные стили.

Ритмическая структура данных стилей: 1 сильная доля и 3 слабые доли или первая доля беззвучна и звучные 3 доли.

Примеры стилей: los tientos (тьентос), los tangos (тангос), los tanguillos (тангийос), las rumbas (румба), el taranto (тарантОс), la farruca (фаррука) y el garrotin (гарротин).

 

12дольные стили.

12дольные стили с акцентами по тройкам.

Ярким примером такого стиля является фанданго. Также, в качестве примера, к ним относятся verdiales (вердиалес), rondena (abandolaos). Компас делится на 4 группы по три доли. На первую долю каждой группы – акцент.

Комбинированный 12дольный компас.

Классический компас на 12 с акцентами на 12,3,6,8,10.

Примеры: la soleá (солеа), la soleá por bulerías (солеа пор булериа), los jaleos (халеос), las bulerías (булерия), las bamberas (бамберас) y las cantinas (кантиньяс).

 

II. Хореография

С точки зрения хореографии стили можно поделить на 2 группы:

  • Танец с четкой структурой
  • Танец спонтанный.

 

Также тесно связано с этим аспектом различие между мужским танцем и женским.

 

Танец со структурой.

Структура состоит из определенных частей, которые стали уже традиционными, обязательными и принимаемыми негласно всеми. Они как не писанные правила, которые должен уважать артист. Танцор или танцовщица исполняет их во время своего выступления, но внутри каждой части, во время постановки танца, артист может позволить полную свободу воображению и креативности. К тому же, они подчеркивают сопровождающие танец элементы: пение и гитара.

 

Структура может быть представлена в следующем виде:

 

Salida (выход)

Letras (летры -куплеты)

Silencio (дословно - тишина)

Zapateado (работа ног, дроби)

Remate (ремате)

 

Основными элемантами структуры являются Letras, Silencio, Zapateado, но также может быть salida и remate final.

 

La salida

La salida это начало танца. Гитара делает музыкальное вступление, во время которого могут быть сделаны шаги/движения, обозначающие начало; заканчивается, когда начинается основное пение. К примеру, в алегриасе салида сопровождается классическим “tirititrán tran tran”, которое «изобрел» Игнасио Эспалета.

La salida обычно включает в себя проход под компас и заканчивается короткой рематой (дробь) или сьерре. Сьерре это короткая часть, обозначающая конец чего-либо. Если компас представляет собой амальгаму, состоящую из 10 долей (чтобы закончить не нужно учитывать 2 последние доли компаса), то обычно заканчивают с помощью деспланте, во время которой артист останавливается и принимает четкую неподвижную позу.

Некоторые артисты начинают салиду сидя. Танцовщицы начинают медленно подниматься под компас, после грациозного движения рук, а танцоры делают сапатеадо.

 

Las letras

После салиды идут летры  -  часть танца, в которой пение играет основную роль. Танцор должен уважать его и не мешать пению несвоевременным сапатеадо (дробью). []

Танцор или танцовщица должны попытаться передать суть каждого танца. В алегриасе – его чувство радости, а также его грацию и красоту.

Это время маркировок, проходок с маркировками под компас, украшенных движениями рук, головы, бедер и юбки (в случае женского танца) в соответствии с содержанием куплетов.

Каждый артист строит эту часть и решает, какова будет ее продолжительность в соответствии с концепцией хореографии танца, и помимо прочего, в соответствии со вкусом артиста. Чаще всего танец составляют 2 или 3 куплета. К тому же, есть проходки и движения, характерные для этой фазы танца, некоторые из них уникальные для определенного стиля, как, например, движения в сторону или по полукругу, одни из самых классических в алегриасе.

К сожалению, в современном танце наблюдается основная тенденция  смешения элементов относящихся к разным стилям, делая их повторяющимися, однообразными, что приводит к обнищанию хореографического наследия, полученного в результате большого вклада артистов прошлого и влияния других танцев, которые уже исчезли.

 

El silencio

Вторая часть танца известна как «силенсио». Это визуальное выражение фальсеты гитары. Это самый мелодичный момент танца, время мелодии, игры на гитаре. Ритм становится более мягким и для танцора это фаза наибольшей пластичности в движениях, больше медленных поворотов, красивых маркировок, движений рук, плавных движений.

К сожалению, зачастую этой частью пренебрегают, укорачивают, уделяя больше времени сложным и изнурительным дробям, либо, что еще хуже, полностью исключают, лишая танец одного из величайших моментов пластичности и эстетической красоты. Некоторые артисты используют приемы характерные силенсио в качестве  начала танца, в салиде.

После проигрыша фальсеты гитары, более или менее длинной в зависимости от танца, постепенно ритм ускоряется для усиления компаса, чтобы позволить движениям быть более живыми. В алегриасе это колетийя (coletilla). Колетийя часто заканчивается льямадой, сьерре, и окончательной деспланте. Льямада -  предвестник смены элемента. Самые простые льямады длятся 2 компаса.

Сьерре, заканчивающаяся деспланте, обозначает конец этой части танца. Однако между льямадой и сьерре можно поместить рисунок на несколько компасов: проходки, полуобороты, повороты, льямада, сапатеадо, но после сьерре следует всегда деспланте.

 

El zapateado o escobilla.

Сапатеадо или эскобилья это та часть танца, где внимание уделяется технике ног. Хотя оба термина трактуются как синонимы, эскобилья, строго говоря, это набор сапатеадо.

Дроби должны быть «полными», то есть с участием обеих ног, то на одну, то на другую. В процессе сапатеадо может менять свою скорость, то увеличивая ритм, то уменьшая, но при этом изменение ритма должно происходить постепенно без резких перемен, «без изменения компаса», как говорят профессионалы.

 

El remate

Ремате является финальной частью. Пение становится более «живым» и артист находится сбоку, предоставляя себе пространство для продвижения по диагонали или рематы с деспланте в центре сцены. Каждый стиль имеет свою определенную ремате; ремате предназначена для достижения большего воздействия и, тем самым, вызвать реакцию и вовлечь зрителся в процесс. Тем не менее, некоторые артисты, особенно в драматических стилях – сигирийя, таранто, канья, предпочитают более театральные салиды (начало), не нарушающие характер танца.

Вышеуказанные элементы структуры считаются классическими. Но в любом «живом» искусстве, особенно таком как фламенко (которое остается «живым» в эпоху чрезмерной техничности) развитие необходимо. Во фламенко происходят перемены, одни более удачные, другие менее, одни касаются техники исполнения, другие  - структуры танца.

 

III. География

 

В зависимости от местности тот или иной стиль может менять свои характерные движения.

IV. Характер

 

И, наконец, по своему характеру стили делятся на :

• Драматические

• Праздничные (festeros)

 

Статья из книги "Flamenco. Universal memoria viva en el barrio de santiago de Jerez".  

Перевод Анны Вашкель.

 

Полное или частичное копирование материалов нашего сайта разрешено  только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки  http://fuego.tomsk.ru/articles/que-es-el-flamenco-chto-takoe-flamenko